Почему в Севастополе ещё долго не будет оппозиционного губернатора
Проведя очередную конференцию «Единой России» в Севастополе, губернатор города-региона Михаил Развожаев напомнил, что он, помимо прочего, возглавляет и севастопольское отделение правящей партии. К слову, единороссы не только представляют большинство в текущем составе городского парламента, но и в 10 советах муниципальных округов.
Последнее обстоятельство очень важно. Благодаря столь масштабному представительству накануне любых губернаторских выборов ЕР имеет право допускать или не допускать любого из кандидатов на должность высшего должностного лица региона.
В 2020 году важность этого обстоятельства ощутили на себе все оппозиционные силы в субъекте, а особенно – севастопольские коммунисты. Тогда их представителя не допустили к избирательной кампании.
Может ли ситуация повториться на очередных губернаторских выборах, которые должны состояться в 2025 году, имеет ли шанс кандидат от оппозиции поучаствовать в кампании, а также почему в Севастополе ещё не скоро появится глава региона, представляющий оппозиционную силу, – во всё этом разбирался проект «ForPost.Политика».
Зачем нужен мунфильтр и что значит его снижение
Полгода прошло с того момента, как глава фракции «Справедливой России – За правду» (СРЗП) в севастопольском заксобрании Евгений Дубовик внёс в городской парламент законопроект, которым предложил уменьшить муниципальный фильтр на выборах губернатора Севастополя.
Причём снизить сразу в два раза: с 10 до 5 процентов. Кроме того, Дубовик предложил предоставить возможность баллотироваться в губернаторы не только представителю какой-либо партии, но и самовыдвиженцу.
Для этого необходимо собрать подписи 0,5 процента избирателей Севастополя. На текущий момент, исходя из последних данных о количестве избирателей в регионе, речь идёт об 1 669 человек.
Муниципальный фильтр нужен для того, чтобы получить право выдвигать свою кандидатуру на выборах главы региона. Чтобы это право обрести, необходимо получить подписи 12 депутатов из 10 муниципальных советов. Причём среди одобривших должны быть представлены две трети советов муниципальных образований, то есть восемь округов из 10.
Но важно другое. Важно то, что фильтр всё равно остаётся.
А это означает, что в ситуации, когда большинство депутатов во всех муниципальных советах Севастополя составляет фракция «Единой России», то гарантировано получить подписи для участия в предвыборной гонке может только кандидат от правящей партии.
Напомним, по итогам выборов 2021 года единороссы получили 78 мандатов в мунсоветах из возможных 90, а по итогам выборов 2020 года в Гагаринском и Ленинском округах – все мандаты, кроме одного.
В связи с этим кандидатам в губернаторы от других политических сил прохождение этого фильтра не представляется возможным. Исключение – если претендентам от оппозиции удастся договориться с провластными мундепами. К слову, так уже происходило в 2020 году.
Референдумный тип
Три года назад справороссы договаривались, чтобы подписи предоставили их никому в Севастополе неизвестному кандидату Александру Романовичу. Подписи мундепов также просили и получили кандидаты от ЛДПР Илья Журавлёв, от «Патриотов России» Иван Ермаков, от «Демократической партии России» Александра Романенко, а также от «Партии прогресса» Ярослав Яковенко.
Стоит уточнить, что до выборов обо всех этих претендентах на должность высшего должностного лица региона, кроме Ивана Ермакова, мало кто в Севастополе слышал. Впрочем, это не помешало им получить долгожданные подписи в свою поддержку.
Зато их не смог получить представитель КПРФ Роман Кияшко, известный севастопольский политик. В результате чего его не зарегистрировали кандидатом. К слову, Кияшко уже принимал участие в губернаторской кампании 2017 года и занял по итогам голосования второе место.
Напрашивается вывод, что единственной причиной, по которой одним кандидатам в губернаторы подписи предоставляли, а Кияшко нет, было, судя по всему, то, что они не имели никакого шанса составить реальную конкуренцию кандидату от ЕР.
«Кандидатов подбирают как удобных спарринг-партнёров. Они не сами заявляются, их заранее готовят. Выборы превращаются в избирательную модель референдумного типа. Я сторонник при таких правилах отменять выборы вообще. Назначили сверху условного Развожаева, утвердили. В результате мы экономим десятки миллионов рублей на этой процедуре. Потому что модель больше похожа на административную, чем на конкурентную», – высказал мнение политтехнолог Сергей Михайлюк.
И, судя по всему, в 2025 году, когда должны будут состояться очередные губернаторские выборы, ситуация повторится. Подписи мундепов получат те, кто смогут договориться с депутатами, то есть с руководством регионального отделения «Единой России».
«Будут опять люди, которые изначально подписаны под те правила игры, что они участвуют в референдумном типе голосования, где, если Развожаев идёт на второй срок, он берёт по минимальной планке от 70 до 85-90 процентов голосов. Остальные остатки распределятся между теми, кто будет допущен к выборам», – отметил Михайлюк.
Ликвидировать отсев
Значит, стать кандидатом в губернаторы Севастополя любому представителю оппозиции не получится?
В ближайшие годы – не получится. Но есть кое-какие надежды, что ситуация может измениться.
Во-первых, мунфильтр к следующей губернаторской кампании могут отменить. Так это или нет, покажет время. Однако не первый год на ликвидацию этого барьера надеется руководство севастопольского отделения КПРФ.
«Да, проблема есть. Она есть у всех партий, кроме, наверно, правящей. Но мы рассчитываем, что этот муниципальный фильтр всё-таки будет к предстоящим выборам губернатора Севастополя отменён, как отживший рудимент», – заявил проекту «ForPost.Политика» глава горкома КПРФ Василий Пархоменко.
С ним, правда, не согласна руководитель городской избирательной комиссии Нина Фаустова. В частности, она уверена, что процесс сбора подписей для прохождения муниципального фильтра – это своего рода оценка работы и готовности кандидатов к избирательной кампании.
К тому же она обратила внимание на то, что мунфильтр в Севастополе – один из самых минимальных.
Не верит в то, что процедуру отсева кандидатов отменят, и Сергей Михайлюк.
«Не отменят ни на федеральном уровне, ни у нас не снизят. Потому что эта норма – некое отсечение, чтобы с улицы люди не заходили», – подчеркнул он.
Кандидат-самодвиг?
Если благодаря инициативе Дубовика удастся внести изменения в закон о выборах губернатора Севастополя, то можно будет попробовать стать кандидатом-самовыдвиженцем.
Для этого, как говорилось выше, предстоит собрать подписи уже не провластных муниципальных депутатов, а простых севастопольцев.
Как показывает всероссийская практика, примеры, когда губернаторами становились кандидаты-самовыдвиженцы, есть. Но речь здесь идёт не о самовыдвиженцах в чистом виде.
«Последние три года встречались самовыдвиженцы. В основном, закамуфлированные. Они надпартийные, но понятно, что они от “Единой России”», – подчеркнул Михайлюк.
Скажем, в 2019 году назначенный Путиным врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко участвовал в выборах в качестве самовыдвиженца и победил. При этом в 2021 году он вошёл в комиссию генсовета ЕР по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом.
Также в статусе самовыдвиженца на выборах того же года победу одержал врио главы Забайкальского края Александр Осипов. Член ЕР с 2003 года врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов по примеру Осипова и Лимаренко баллотировался и выиграл выборы самовыдвиженцем. К слову, во всех указанных регионах депутаты внесли изменения в законодательство, которые позволили самовыдвижение на выборах губернаторов.
Впрочем, исключением стала кампания 2023 года.
В частности, все действующие накануне единого дня голосования главы регионов и врио губернаторов избирались от правящей партии и выиграли. Кроме двух кандидатов-коммунистов: Валентина Коновалова (Хакасия) и Андрея Клычкова (Орловская область). Их выдвигала КПРФ.
В общем, если допустить шальную мысль, что депутаты Севастополя одобрят всё-таки законопроект Дубовика, ещё не факт, что самовыдвиженца, претендующего на должность высшего должностного лица региона, официально зарегистрируют кандидатом.
Поводом для отказа в регистрации могут послужить потенциальные ошибки в подписных листах. Ведь схожую методику уже обкатывали в ходе предвыборной кампании 2019 года. Тогда не допустили к выборам депутатов заксобрания кандидатов от региональных отделений пяти непарламентских партий.
Причём здесь Хавьер Милей
Что если руководство «Единой России» в Севастополе даст добро на то, чтобы депутаты советов от правящей партии предоставили подписи кандидатам в губернаторы любых оппозиционных партий?
Выглядит нереально? Но почему бы и нет? Просто в условиях объединения вокруг флага в связи со специальной военной операцией оппозиция напрочь лишилась оппозиционности. И не представляет опасности для власти.
К тому же таким жестом единороссы продемонстрируют уверенность в себе и только добавят очков на фоне вероятного провала оппозиционных сил.
Ведь можно допустить, что три года назад, в 2020 году, кандидат в губернаторы от ЕР Михаил Развожаев нуждался в железном и максимальном результате, поэтому его избирательный штаб сделал всё, чтобы не допустить сильных конкурентов к выборам.
Но не всё так просто.
Даже при том что за три года управления непростым регионом Развожаев наработал серьезный политический авторитет, нельзя исключать и непредвиденных обстоятельств.
Неожиданная победа анархиста-популиста Хавьера Милея на выборах президента Аргентины тому пример.
«Кандидата от оппозиции могут допустить. Но если это сильный кандидат, даже хотя бы некий популист, ноунейм, если у него всё хорошо с риторикой, он приближен “ко двору”, эпатажный, неординарный, демонстрирует антиэлитное поведение, – он тоже имеет шанс выиграть выборы. Поэтому такие риски купируют до минимума, подбирают удобных спарринг-партнёров в кабинетах, которых принимают решения, например, на Ленина, 2», – считает Михайлюк.
Он верит, что хорошие рейтинги Развожаева, а также тот факт, что он общается с севастопольцами в соцсетях, нравится какой-то аудитории, проводит прямые линии и так далее, – всё это может не сработать, если появится новичок, который перекроет достижения главы региона только одним своим нестандартным поведением и основным доходчивым посланием.
И что дальше?
Оппозиции в Севастополе остаётся два варианта. Ждать погоды у моря в виде гипотетической ликвидации муниципального фильтра либо с помощью всенародных выборов проводить своих представителей в муниципальные советы в ходе избирательных кампаний 2025 и 2026 годов.
И если им удастся получить мандаты мундепов, то уже на выборах губернатора 2030 года они смогут предоставить своим кандидатам необходимые подписи.
Это маловероятно, учитывая, как мало им удалось провести своих представителей на муниципальных выборах в 2020 и 2021 годах.
Как бы там ни было, депутаты Севастополя не спешат рассматривать законопроект о внесении изменений в закон о выборах губернатора. Спешки действительно нет. Городу в следующем году предстоят выборы главы государства, а также депутатов заксобрания третьего созыва.
По-настоящему задумываться о внесении изменений в региональное законодательство можно летом 2024 года. Главное – нужно ли?
Скорее всего, федеральный центр доволен работой Развожаева и в период СВО, и до этого, в период пандемии коронавируса. Косвенно это подтверждается его подросшими рейтингами по итогам различных экспертных исследований, новыми серьёзными субсидиями городу.
Кроме того, нынешний глава Севастополя, добившись тотального присутствия единороссов в муниципальных советах, честно следует генеральной линии партии по встраиванию местного самоуправления в публичную власть.
Руслан Микаилов