Будет ли создана крымская агломерация и что это значит для Севастополя
Президент РФ Владимир Путин принял участие в совещании по развитию Петербургской агломерации. В будущем создание агломераций по всей стране может стать альтернативой административному объединению субъектов РФ. И при этом позволит решить проблему отставания отдельных регионов.
«Создание транспортных или иных агломераций не является обязательным условием для объединения субъектов РФ. Севастополь ни с кем объединять не собираются», — поясняет для проекта «ForPost.Политика» политолог Олег Николаев.
То есть регионы не будут сливаться буквально.
«Просто появится новый формат экономического хозяйствования через макрорегионы, тогда как политическое устройство федерации в целом (скорее всего) останется прежним», — пишет политолог Илья Гращенков.
Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин «прощупывал почву» на предмет объединения регионов. Но это встретило достаточно жёсткую реакцию в субъектах. Ещё раньше против объединения с Архангельской областью в Поморский край выступили жители Ненецкого автономного округа. Это вынудило власти отказаться от идеи объединения.
С другой стороны, создание агломераций продиктовано экономической целесообразностью.
«Агломерация даёт больше возможностей для развития региона. Как пример, главная «фишка» городских агломераций в том, что, когда её население становится более миллиона, она подпадает под другие законы. Простыми словами, это значит больше вливаний из Москвы и меньше налогов», — добавляет политолог Сергей Маркелов.
Укрупнение само по себе работает на экономику.
«На определённом этапе этот демографический массив начинает работать в сторону полезной экономики», — говорит Маркелов.
Первыми участниками проекта по созданию агломераций в РФ стали восемь субъектов страны. Москва и Московская область — это Московская агломерация, Санкт-Петербург и Ленинградская область —Петербургская, Татарстан и Марий Эл — Казанская, Краснодарский край и Адыгея — Краснодарская агломерация.
Можно увидеть, что в агломерацию включают крупный регион (Краснодарский край, Татарстан) и в пару с ним сравнительно небольшой (Адыгея, Марий Эл). Это должно экономически «подтянуть» малые регионы, дав им новые возможности для роста.
Что касается Севастополя, его особое полуостровное положение не оставляет особой интриги, с кем в будущем развивать межрегиональную агломерацию. В первую очередь – для улучшения транспортного сообщения.
«Создание единых транспортных узлов, магистралей, развязок — это движение вперёд и необходимость. Это видно на примере трассы «Таврида», которая одновременно проходит и по территории Республики Крым и по территории города федерального значения Севастополь. Предстоит сделать железнодорожную ветку от аэропорта Симферополя до Севастополя, съезды с «Тавриды» на ЮБК, в том числе и на территории Севастополя. Межрегиональная агломерация в данном случае — это синергия, унификация и объединение общих усилий», — говорит политолог Олег Николаев.
Курировать новые агломерации будут профильные вице-премьеры.
Следующий возможный шаг – создание конурбаций.
«Ещё в 2018 году были проекты по объединению всей России в пять крупных «точек роста», или конурбаций. Конурбация — следующий этап эволюции, который придумал архитектор Сингапура Лиу Тай Керр. По его логике в 21 веке драйверами экономического роста будут только территории с численностью населения в 5 млн человек. Эта стратегия предусматривает создание в стране пяти новых конурбаций: Сибирской, Уральской, Южной, Поволжской, Северо-Западной», — пишет Гращенков.
Эти объединения могут быть сформированы за счет крупных развивающихся городов, расположенных в зоне 300 километров друг от друга, на территории каждого проживают порядка пяти миллионов человек.
Напомним, в Севастополе могут сделать ставку на развитие Северной стороны, как самодостаточной территории вместо транспортной интеграции с городом.
Андрей Брегов