Как скажется смерть президента Ирана на связях с Россией
Гибель президента Ирана Ибрахима Раиси может вызвать временную политическую турбулентность в этой стране, но угрозы разрыва отношений с Россией не повлечёт. Ряд совместных проектов двух стран может касаться в итоге Крыма и Севастополя. Об этом проекту «ForPost.Политика» рассказал доцент кафедры истории и международных отношений филиала МГУ в Севастополе Андрей Мартынкин.
«Структура власти в Исламской республике Иран такова, что президент является там скорее своего рода аналогом председателя правительства. Поста премьер-министра там нет. Высшее политическое руководство сконцентрировано в руках аятоллы Хаменеи. По сути, именно он играет роль политического лидера страны», — заявил Мартынкин.
То есть кардинального изменения курса не ожидается, кто бы не сменил погибшего президента Ирана на посту. Но определённую политическую турбулентность внутри страны события вызвать могут. Тем более, в регионе хватает сил, которые бы хотели ослабления Ирана или изменения его внешнего курса.
«Там обстановка сама по себе непростая. Учитывая недавний обмен ударами между Ираном и Израилем, деятельность Хезболлы в Ливане и хуситов в Йемене, которых поддерживает Иран», — напомнил эксперт.
Теоретически всё это в любой момент может вылиться в большой конфликт, последствия которого сказались бы далеко за пределами региона. Оппоненты Ирана пристально отслеживают ситуацию в этой стране.
«Как на всё это повлияет смена в руководстве Ирана? Не уверен, что такое влияние будет сильным, потому что никто из руководителей силовых структур в этой катастрофе не погиб. Руководители силовиков остались на своих местах», — отметил Мартынкин.
Чёрное море и Персидский залив могут стать ближе
На сегодня Тегеран и Москва реализуют ряд совместных проектов.
«Одним из важнейших является создание транспортного коридора через Каспийское море и Волго-Донской бассейн», — рассказал доцент филиала МГУ.
В итоге, помимо прочего, такой коридор может связать Чёрное море и Персидский залив, минуя Босфор и Суэцкий канал. Это означает качественно новые возможности для сотрудничества России с арабскими странами, Индией и даже Китаем, отметил эксперт.
«Сейчас этот путь формируется, строится необходимая портовая и железнодорожная инфраструктура», — добавил Мартынкин.
В свою очередь, помимо всего прочего, это откроет новые возможности для развития портов Крыма и Севастополя.
Напомним, 19 мая в результате крушения вертолёта в иранской провинции Восточный Азербайджан погибли все находившиеся на борту, в том числе президент Ирана Ибрахим Раиси и иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян.
Как мы писали, эксперт рассказал о возможности сотрудничества Ирана, Турции и России. Учитывая противоречия между Анкарой и Тегераном, российская сторона могла бы играть в таком союзе особую роль. Пока что крупного дипломатического прорыва в регионе добился Китай, в марте этого года выступив посредником между Ираном и Саудовской Аравией.