Как пониженные налоги помогают собрать больше денег в бюджет Севастополя

Как пониженные налоги помогают собрать больше денег в бюджет Севастополя
Фото: ForPost

В Севастополе пониженная налоговая ставка для предпринимателей выгодна с точки зрения доходов в бюджет. Как это происходит, объяснил депутатам замдиректора департамента экономического развития Алексей Попов.

«В этом году, когда мы снизим ставки, то с учётом текущей динамики мы ожидаем прирост поступлений на 10 процентов», — сообщил Попов в ходе рассмотрения законопроекта, которым предлагалось продлить льготное налогообложение для севастопольских предпринимателей в 2024 году.

Влияние льгот на доходы бюджета проанализировали на примере предыдущих годов. Темпы роста поступлений в казну в отраслях, где были льготы, сравнили с такими темпами в целом.

Шахматный подход — считать на два хода вперёд

«В 2020 году было снижение тех отраслей, в которых была пониженная ставка. Но мы сравнили следующий год — 2021», — пояснил Попов.

Согласно приведённым данным, темпы роста в гостиничном бизнесе и общественном питании, где были льготы, и темпы роста относительно 2019 года составили 132 процента. Тогда как в целом по городу — лишь 113 процентов.

То есть в перспективе, согласно данным департамента экономического развития, льготы себя «окупают» для города. На следующий год после их предоставления, по словам Попова, отрасли дают прирост поступлений в казну.

Сравнение с Крымом неизбежно

И наоборот, если ставки повысить до максимально возможных, то это может привести не к увеличению поступлений в бюджет, а к их сокращению. Бизнес просто перерегистрируется в тех регионах, где будет платить меньше, пояснил чиновник. В случае Севастополя «далеко ходить» не придётся: бизнес может перебраться в соседний Крым. И, соответственно, платить налоги уже там.

В случае отказа от пониженной ставки такие потери бюджета от «миграции» бизнеса могли бы достигнуть в следующем году 519,5 млн рублей. Ещё одна причина снижения доходов — те предприниматели и организации, кто останется, попросту снизят деловую активность. За счёт этого потери могут оказаться ещё существенней и достигнуть 809,4 млн рублей.

«Дополнительные налоги — это дополнительные расходы бизнеса. И их нужно компенсировать», — отметил замглавы департамента.

Самый очевидный способ такой компенсации — это повышение цен на товары и услуги. Но не всегда есть возможность их повысить, поскольку в таком случае предприниматель может не выдержать конкуренции с теми, кто имеет возможность сохранить цену ниже. Например, с производителями такой же продукции в соседнем Крыму, подчеркнул Попов.

Бизнес может уйти в тень

Таким образом, могут быть последствия и хуже роста цен. Это уход предприятий в теневой сектор — и по своим доходам, и в сфере занятости. И наконец, если предприниматель пойдёт на увольнение сотрудников, помимо других очевидных негативных последствий, это в итоге тоже станет нагрузкой на бюджет. Ведь именно из бюджета уволенному сотруднику будут платить пособие по безработице.

Низкие позиции Севастополя относительно других регионов по налоговой нагрузке связаны, по словам Попова, с тем, что у предпринимателей и доходы сравнительно невысоки. Чиновник заметил, что абсолютные цифры тут неинформативны. Хотя бы потому, что Севастополь относительно маленький регион, и только в силу размеров в нём будет меньше предпринимателей, чем, например, в Крыму или других более крупных субъектах. А значит, и их суммарный доход заведомо меньше.

Против льготных ставок

Неверным подходом предоставлять льготное налогообложение всем предпринимателям счёл глава комиссии по бюджету заксобрания Севастополя Вячеслав Аксёнов.

«Всеобщий принцип — когда мы поддерживаем всех — некоторые депутаты считают неправильным», — заявил он.

Депутат отметил, что некоторые отрасли действительно нуждаются в поддержке. Например, связанные с индустрией туризма. И таким помогать надо. Но есть и те, кто чувствует себя вполне неплохо, для них ставки могут быть выше.

«Есть отрасли, которые достаточно неплохо себя чувствуют. Поэтому правильно было бы дифференцировано подойти к вопросу предоставления льгот», — подытожил свою точку зрения Аксёнов.

Скептически отозвалась о пониженных ставках и депутат Татьяна Щербакова. Она также оперировала цифрами. Щербакова напомнила, что меры поддержки для сохранения рабочих мест получили 532 субъекта. Из них — 352 индивидуальных предпринимателя. В качестве доказательства того, что многие предприниматели в городе не бедствуют, депутат привела статистику по банковским вкладам. Объём их от предпринимателей за год увеличился на 30 процентов и к октябрю составил 4,7 млрд рублей.

Одной из мер поддержки бизнеса стал мораторий на проведение проверок.

«Профсоюзы обращались в правительство на тему того, что отсутствие проверок серьёзно сказывается на ситуации с трудовыми правами граждан», — сообщила Щербакова.

За льготные ставки

Фракция КПРФ решила поддержать законопроект, сообщил депутат Сергей Борисов. Он отметил, что принятие документа предусматривает выпадающие доходы бюджета в размере 1,5 млрд рублей.

«Отмена каких-либо льгот поставит наших предпринимателей в неравные условия с соседним Крымом, где эти решения уже приняты», — подытожил Борисов.

В поддержку законопроекта высказался также председатель комитета по экономике Евгений Дубовик.

«Когда мы говорим, что кто-то жирует из предпринимателей, давайте радоваться за них. Они поставили свой бизнес так, что могут себе позволить это. Но с них и налог больше идёт», — подытожил Дубовик.

В итоге, несмотря на прения депутатов, действие пониженных налоговых ставок для севастопольских предпринимателей продлили сразу в двух чтениях.

Loading

Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии