Зрада или перемога: что ждать России по итогам переговоров в Стамбуле
В стамбульском дворце Долмабахче прошли переговоры между делегациями России и Украины по урегулированию военного конфликта. Встреча 29 марта оказалась, пожалуй, самой прорывной с момента начала военной спецоперации на Украине. Россия объявила о «двух шагах по деэскалации». Глава российской делегации Владимир Мединский озвучил условия Киева для заключения мирного договора. Они вызвали бурное обсуждение у российской аудитории.
«Призрак предательства бродит по России ещё начиная со сдачи позиций в Восточной Европе при Горбачёве. С тех пор условная граница сдачи национальных интересов ползла от Эльбы к нынешней ситуации пятиминутного подлётного времени до Москвы. Поэтому то, что было озвучено по итогам переговоров в Стамбуле, многими, в том числе и мной лично, воспринималось в таком ключе», — комментирует для проекта «ForPost.Политика» политолог Станислав Смагин.
По его мнению, многие теперь задаются вопросом: а ради чего всё было?
«Ради стран НАТО как гаранта безопасности Украины? Ради «заморозки» вопроса Крыма на 15 лет? При этом санкции никто снимать похоже не собирается», — задаётся вопросами политолог.
Стоит сказать, что глава российской делегации на переговорах озвучил предложения исключительно Украины. Об окончательных итогах переговоров речи пока не шло.
«Но на мой взгляд, Мединский, возможно в силу нехватки дипломатического опыта, неудачно их озвучил. Для многих прозвучало именно как принятие этих условий. Привёл бы цитату – это хуже, чем преступление, это ошибка», — добавляет Смагин.
В данный момент важно, что дипломатический процесс пошёл. Цена вопроса – человеческие жизни.
«Любые соглашения в той ситуации, что сложилась, сами по себе позитивны. По их сути у меня вызывают вопросы требования Украиной гарантий от стран НАТО. В перспективе это может повлечь ещё более крупный конфликт. Теоретически Украина может в будущем так или иначе спровоцировать новое обострение, и при озвученных ей формулировках гарантий это может быть риск уже мировой войны». — говорит политолог Борис Межуев.
Он считает, что свои гарантии безопасности необходимы и России.
«Поэтому вопрос: как обеспечить именно взаимные гарантии? Но видим, что переговорный процесс идёт. Ряд моментов зафиксировали – нейтральный статус Украины и так далее», — комментирует он.
Переговорный процесс – путь взаимных компромиссов. Недовольные уступками будут всегда, причём обычно с обеих сторон. Но вопрос: какова цена альтернативы таким компромиссам?
«Реальный дипломатический процесс не подразумевает подхода «давайте Украина будет такой, как нам хочется». А главная цель на перспективу – исключить подобные эскалации в будущем», — резюмирует Межуев.
Итоги переговоров
Предложения украинской стороны рассмотрят в Москве в ближайшее время. Среди них говорится о том, что Киев обязуется отказаться от возможности решения вопроса Крыма силовым путём. Также стороны согласились зафиксировать отказ Украины от производства и размещения оружия массового поражения, а также запрет размещать на своей территории иностранные военные базы.
Украина закрепит нейтральный и подтвердит безъядерный статус, но требует в ответ гарантии безопасности. В их числе – военная помощь от стран-гарантов. И, что существенно, установление странами-гарантами бесполётной зоны над Украиной после трёхдневных консультаций для дипломатического решения вопроса.
В список стран-гарантов могут войти пять постоянных членов Совета Безопасности ООН. В их числе, безусловно, будет и Россия. Также такими странами могут стать Польша, Турция, Германия, Италия, Израиль и Канада.
При таком раскладе из 11 стран-гарантов восемь будут членами НАТО, и ещё одна — Израиль — не будучи членом НАТО является одним из ближайших союзников США.
Никто из стран-гарантов, включая Россию, не должен препятствовать вхождению Украины в Европейский Союз.
В качестве «двух шагов навстречу» Россия сократит активность спецоперации на киевском и черниговском направлениях. Кроме того, могут ускорить встречу президентов Владимира Путина и Владимира Зеленского. Ранее обсуждалось, что главы стран могут встретиться после парафирования договора на уровне МИД, теперь эти две встречи хотят провести одновременно.
Напомним, президент России предрёк «чистку элит» внутри страны.
Андрей Брегов