Почему оппозиция в Турции признала своё поражение

Почему оппозиция в Турции признала своё поражение
Слева направо: Кемаль Кылычдароглу и Реджеп Эрдоган. Источник: ForPost

Турецкая оппозиция предпочла выждать ослабления действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, а не форсировать события. Именно этим, по мнению экспертов, объясняется признание итогов выборов президента Турции со стороны оппозиционных лидеров. Предпосылки к такому ослаблению уже якобы есть.

«Оппозиция выбирает путь эволюции и терпения. Запрос на перемены должен созреть и выйти за рамки крупных городов», — поделился мнением с проектом «ForPost.Политика» политолог Константин Калачёв.

Он напомнил, что одна из проблем Турции — инфляция национальной валюты, турецкой лиры. И в целом в экономике ситуация далеко не самая простая для страны.

«Эрдогану сейчас будет крайне тяжело. Груз предвыборных обещаний – на пределе возможностей. Потому оппозиции можно просто подождать. Эрдоган не вечен. А у оппозиции подрастут новые лидеры», — добавил Калачёв.

Ещё одной причиной принятия результатов выборов со стороны оппозиции может являться недостаточная поддержка извне.

«Предположу, лидерам оппозиции дали понять, что поддержки протестов извне, со стороны коллективного Запада, не будет. А вот причина, в свою очередь, этого — Турция задействована в слишком большом количестве международных механизмов, чтобы дестабилизировать её изнутри. Это было бы неполезно никому, в том числе и Европе, и Западу в целом. Турция — это зерновая сделка на Чёрном море, это часть ограничения влияния Ирана и другие процессы», — добавил в беседе с «ForPost.Политика» политолог Сергей Маркелов.

Также на выборах, видимо, не ставилась задача выйти на какой-то «убедительный процент» любой ценой, и, как следствие, не было крупных нарушений, предположил Калачёв. Предвыборная кампания критиковалась, в том числе и за использование фейков, но при этом сами выборы легитимными признали все стороны.

Не исключены и закулисные контакты властей и оппозиции.

«Акции протеста всё ещё возможны, но уже не в формате майдана. Похоже, что Эрдогану и Кылычдароглу удалось-таки кулуарно договориться», — написал в своём телеграм-канале политолог Илья Гращенков.

Что теперь ждёт Турцию

Эрдоган в своей агитации делал ставку на внутреннюю повестку, теперь население страны ждёт выполнения предвыборных обещаний.

«На мой взгляд, предвыборные кампании Эрдогана и Кылычдароглу заметно отличались, что в итоге помогло действующему президенту. Он делал акцент на внутренней повестке, а кандидат оппозиции чаще переводил дискурс на вопросы места Турции в Европе и в мире в целом. Это стало его ошибкой. Амплуа Эрдогана перед выборами — крепкий хозяйственник, словно он собирался стать “коллективным мэром” проблемных городов Турции. В итоге такая линия, на разговор о внутренних проблемах, привлекла больше избирателей», — отметил Маркелов.

Но теперь предвыборные обещания могут столкнуться с трудностями в их реализации.

«Учитывая, что слабая экономика – главная проблема Турции, теперь решать её предстоит тому же Эрдогану, хотя в случае победы Кылычдароглу он мог бы просто отойти в сторону и в случае его неминуемого провала (по объективным факторам) мог бы вернуться на новый срок уже с высокими ностальгическими рейтингами. Теперь же ему придётся взвалить на себя всё бремя инфляции», — добавил Гращенков.

Результаты выборов наглядно продемонстрировали раздел турецкого общества. Население крупных городов выступает против отхода Эрдогана от «заветов Ататюрка» по построению светского государства, с переходом к исламизации.

Такое отношение проявилось в достаточно сплочённом голосовании больших городов за оппозицию. Эрдоган проиграл в Анкаре, Стамбуле и Измире. Это три самых крупных города в Турции, и голосование там во многом носило протестный характер против концентрации власти в руках одного человека.

Оппозиция, в свою очередь, ощутила своё влияние и будет ждать нового шанса. А следующие выборы могут оказаться и досрочными, напоминают политологи. Впрочем, в самой Турции некоторые обозреватели сетуют, что, возможно, это был последний шанс страны не стать на путь авторитаризма.

Кто прав, покажет время. Не исключено, что Эрдоган не станет закручивать гайки, а наоборот, попытается задобрить электорат оппозиции. Те же крупные города и богатые приморские регионы.

Косвенно выборы в Турции могут стать примером и для других стран.

«Тот факт, что нацлидер довёл ситуацию до второго тура и чуть не проиграл оппозиции, показал многим, что так вообще бывает, и при высокой явке демократия работает даже в авторитарных режимах», — написал Гращенков.

Напомним, по результатам второго тура выборов, Эрдоган получил 52,14% голосов избирателей после обработки 99,43% бюллетеней, его оппонент от оппозиции Кемаль Кылычдароглу — 47,86%.

Официальные результаты выборов в Турции опубликуют 1 июня.

Соперник Эрдогана Кемаль Кылычдароглу назвал происходящее «несправедливым периодом» в истории страны и пообещал «продолжить борьбу за демократию». Сторонники оппозиции выходили в некоторых городах ночью 29 мая на улицы.

В провинции Хаккяри, где большинство населения составляют курды и ассирийцы, полиция задействовала против митингующих водомёты. Но в целом ситуация в стране осталась спокойной.

Как мы писали, ряд глав государств уже поздравили Эрдогана с победой. В их числе находится и президент РФ Владимир Путин, который направил турецкому лидеру поздравительную телеграмму.

Накануне выборов в Турции эксперт высказывал предположение, что оба кандидаты в президенты могут оказаться недовольными итогами голосования и организовать протестные акции.

Loading

Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии