Налоги для богатых: справедливость или подвох?
Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила увеличить налоги на неинвестируемые личные доходы состоятельных граждан и неинвестируемые средства корпораций.
Такое предложение включено в отзыв ВШЭ на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Это уже не первый подобный шаг со стороны властей к более справедливому формированию «общественного пирога». Но эксперты отмечают, что при необходимости наполнения бюджета в условиях кризиса эти шаги выглядят как вынужденные со стороны власти.
Для ощутимого изменения картины в стране, где сложился заметный разрыв между бедными и богатыми, такие решения необходимо было принимать в более благоприятный для экономики период, тогда отдача от них была бы заметно больше, считают опрошенные нами специалисты.
«В «тучных» нулевых преподносилось едва ли не как достижение, что у нас одна из самых либеральных систем налогообложения. Одновременно сырьевые доходы тогда позволяли не системно, а, скажем так, чисто декоративно сглаживать социальную ситуацию. Это национальные проекты по образованию и медицине, например. Да, они действительно немного улучшили ситуацию, но решения были не системными», — отмечает политолог Станислав Смагин.
Он обращает внимание на последствия такого подхода: собираемых налогов оказалось недостаточно для поддержания уровня той же бесплатной медицины. Об этом говорит недовольство населения этой сферой еще в «доковидный» период, это лишний раз показала и пандемия — прокатившимися по стране околоковидными скандалами.
Политолог Борис Межуев, в свою очередь, считает предложение ВШЭ правильным.
«Решение оправдано, учитывая рост неравенства в России. Главная опасность — что усложнится сбор налогов, люди будут уходить от налогообложения. Но, учитывая цифровизацию, процесс сбора налогов и его контроль должны стать более эффективными в сравнении с нулевыми», — говорит Межуев.
В целом инициативу ВШЭ спикеры оценивают положительно.
«С чудовищным уровнем расслоения между бедными и богатыми в стране такие меры просто необходимы, но повторюсь: они должны быть системными, и многое зависит от реализации на практике. С другой стороны, начало положено. Будем смотреть, сколько от собранных средств дойдёт до той же «социалки»», — говорит Смагин.
Он отмечает, что предложение ВШЭ выглядит даже более удачным шагом, чем предыдущее решение о повышении НДФЛ до 15% для лиц с годовым доходом более 5 млн рублей.
«То решение также в целом оправдано. Но 5 млн в год это от 400 тыс. рублей в месяц. В России, конечно, разные трактования среднего класса озвучивались, но в целом 400 тыс. в месяц — это, скорее, обеспеченный средний класс», — акцентирует Смагин.
Необходимо избежать такой ситуации, в которой именно средний класс наполнял бы бюджет, а люди со сверхдоходами, приближенные к власти, снова уходили от налогов.
«У нас в стране у населения для решений сверху исторически сложилась своего рода «презумпция виновности». То есть решения вроде бы и правильные, но и в них люди ищут подвох. Будем смотреть, как реализуются эти теоретически правильные решения на практике», — говорит Смагин.
Напомним, в предложении ВШЭ речь идет о ставке налога 20-24% для доходов граждан, составляющих более 12 миллионов и 24 миллионов рублей в год и о возвращении к ставке 24 процента или даже к 30 процентам по налогу на прибыль.
Внешнеэкономическая ситуация сегодня ограничивает возможности вывода денег за рубеж, так что повышение налогов не должно привести к росту эмиграции налогоплательщиков, отмечали эксперты ранее.
С 2021 года Россия отказывается от плоской шкалы налогообложения. Сбор с доходов физлиц свыше 5 млн рублей в год вырастет с 13 до 15 процентов. Кроме того, с нового года в России вводится подоходный налог на проценты по депозитам или доходы от облигаций на сумму свыше 1 млн рублей. Также увеличатся налоги на дивиденды и проценты с 0-5 процента до 15 процентов для владельцев офшоров.