Избирательная игра в Севастополе выполняет роль политического термометра

Менее месяца остаётся до выборов губернатора Севастополя. Мнением о текущей губернаторской кампании в городе-регионе поделился один из старейших местных политиков, мэр Севастополя в 90-х годах Иван Ермаков:
Отдайте второе место
Значительное место в информационном поле севастопольского социума занимают рассуждения и будто бы реальные прогнозы по предстоящим губернаторским выборам в городе Севастополе, как, впрочем, и по всей матушке России.
Но в Севастополе – особый случай. Здесь своя специфика: на выборах происходит как-бы избираемое назначение губернаторов, притом всегда из «варягов».
Я лично против этого ничего не имею: знать, не взрастила ещё земля севастопольская за это время себе достойного и умелого руководителя.
Да и севастопольцы только много «вещают» о необходимости избрания губернатором коренного севастопольца или человека, хотя бы лет 10–20 пожившего на земле святой севастопольской, но реально голосуют за кого пришлют и кого одобрит президент РФ.
Как неоднократный участник избирательного процесса с уверенностью позволю себе утверждать, что выборы – это внешне демократическая процедура, необходимая для подтверждения, что и у нас всё как у людей, и даже как за кордоном.
На самом деле трудно избавиться от мысли, что весь расписанный по нотам процесс выборов нужен только некоторой части чиновников, да ещё тем, кто изволит показать свою значимость и потенциальную востребованность в обществе.
Важно лишь то, какой процент «одобрения» получит «назначаемо-избираемый» претендент. А процент этот должен быть на уровне и не менее 70–80% проголосовавших за этого кандидата, и чтобы число принявших участие в избирательной компании не было шокирующим, то есть где-то на уровне 60–70% от списка всех избирателей.
В Севастополе только один кандидат из списка претендентов на кресло губернатора сможет достичь таких результатов.
Только у него имеется необходимый административный ресурс, достаточное финансовое и материальное обеспечение, требуемый и достаточно лояльный электорат (госслужащие, силовики, военнослужащие, работники подчинённых отраслей образования, здравоохранения, культуры и т.п.), а также необходимые для кампании СМИ.
Все остальные кандидаты даже не претенденты на губернаторство, они «статисты» и не более того.
Кто-то из политологов даже придумал игру – про победу за второе место.
Было бы смешно, если бы не было так грустно, да и досадно: ведь взрослые и солидные граждане играют в поддавки.
Было бы интересно, если бы кандидаты-мужчины отдали лавры второго места в этой игре «гигантов» даме – это будет по-джентльменски, да и особо никого не расстроит, раз уж игра игрой.
Избирать или назначать?
Я вообще полагаю выборы в исполнительной ветви власти просто тратой огромных финансов, времени и отвлечением людей на «пустое» дело, не дающее прямой пользы обществу.
Народ страны большинством своим избрал главу государства, Президента Российской Федерации, вот ему и надо законом предоставить право назначать руководителей регионов.
Ведь практически так оно и происходит, кого президент одобрит и порекомендует, того избиратели в регионах и изберут.
А тогда зачем тратить большие ресурсы на совсем не нужное и затратное дело, ведь их можно пустить на что-то более практичное?
Зато представительскую ветвь власти, то есть депутатов всех уровней, думается, избирать необходимо, и желательно грамотных, умелых и достойных, понимающих, для чего они избираются и чьи интересы обязаны представлять и отстаивать.
Иван Ермаков
Резюме от редакции:
Главная особенность кампании — её формальность — подмечена справедливо. Однако есть детали и сценарии, которые не для всех очевидны.
Процедурные инструменты
В Севастополе нет самовыдвиженцев не потому, что нет желающих, а потому, что пройти муниципальный фильтр практически невозможно без одобрения власти.
Трёхдневное голосование и контроль за комиссиями – это тоже про управляемость.
По ролям
Да, лидера этой гонки несложно предсказать. Но интересно подумать, какие конкретные функции выполняют остальные кандидаты.
— Кто-то «собирает» социальный протест.
— Другие демонстрируют «альтернативный голос» — для городских семей и «новых горожан».
— Третий может выступать как «умеренный критик» системы.
— Четвёртый выполняет привычную задачу партии-спойлера с риторикой за всё хорошее против всего плохого.
Главный вызов и риски
Вопрос — сколько людей вообще придёт голосовать. Низкая явка обесценивает «красивые проценты». Решение стандартное: мобилизация бюджетников и военных, а также усиленная кампания в СМИ.
При этом любая авария, скандал, протест или коррупционная история в разгар кампании может затруднить достижение необходимых целей.
Кроме того, в Севастополе до сих пор болезненно воспринимают «варягов». Губернатор вынужден постоянно доказывать, что он «не чужой».
Ну и невозможно не учитывать федеральный контекст, исторически и геополитически сложный момент. Центру объяснимо нужны «стабильные цифры» без эксцессов.
Возможные сценарии
Базовый: Лидер предвыборной гонки получает 75–80 процентов, при явке 55–65 процентов.
«Шумное второе место»: один из альтернативных кандидатов получает 15–20%, что становится заметным сигналом.
Сценарии с низкой явкой и «сюрпризом» в виде вышедшей из-под контроля протестной повестки в Севастополе маловероятны.
В итоге
Выборы-2025 в Севастополе действительно не про выбор, а про демонстрацию управляемости, и, пожалуй, пора перестать оценивать это в категориях «хорошо» или «плохо». Процедура крайне важна как традиция, а ещё это эффективный инструмент политической социологии: позволяет «снять температуру», измерить уровень лояльности и фиксировать протестный сегмент.
Напомним, что выборы губернатора Севастополя пройдут 12, 13 и 14 сентября 2025 года. Также в городе состоится досрочное голосование. В эти дни также выберут депутатов Гагаринского и Ленинского советов.