Депутаты Севастополя: кто они для города — представители или наблюдатели?

Депутаты Севастополя: кто они для города — представители или наблюдатели?
Иван Ермаков. Фото: ForPost

Мы до сих пор спорим, как корректнее говорить — депутаты Севастополя или депутаты от Севастополя. Кажется мелочью, но в реальности выбор точно отражает состояние отношений между избранными представителями и избирателями.

Где же заканчивается «представительство» и начинается просто «присутствие во властных структурах»?

Зачем вообще нужен депутат

В теории всё просто. Депутат — это человек, которому граждане передают часть своих прав и полномочий. Его задача не носить ленточки в честь праздников и не говорить красивые слова с трибуны. Его задача — отстаивать интересы избирателей и держать перед ними ответ.

Так когда-то давным-давно задумывалась система представительной демократии.

Но в реальной жизни так не получилось никогда и ни у кого. У общества и власти — разные логики; у большинства и меньшинства — разные потребности; у партий и избирателей — разные ожидания.

Так что «народовластие» — это абстракция, на главной сцене действует лидер и его профессиональная команда.

Депутаты как сдерживающий механизм

В здоровой (а может, идеальной) системе власть делится на две части: исполнительную вертикаль и представительный институт — тот самый «демпфер», который должен удерживать её от ошибок.

Демократия изначально задумывалась как механизм сдержек, но сегодня этот механизм заметно буксует, а то и вовсе заржавел. И тем не менее, остаётся чрезвычайно важным: когда система допускает перекосы, именно депутаты должны видеть их раньше остальных.

Что сегодня зависит от депутата

Кажется, многое. По-честному — не всё и не всегда.

Севастополь давно живёт в условиях, когда должность депутата перестала быть «общественной нагрузкой». Это теперь во многом полноценные, высокооплачиваемые госслужащие с аппаратами, помощниками, служебными автомобилями и кабинетами.

В этом нет ничего плохого — труд должен оплачиваться. Но тогда и результат должен быть соразмерным: работа депутата измеряется не количеством протоколов, а ощущениями избирателя — становится ли его жизнь лучше.

Проблема в том, что у депутата нет начальника. Ни губернатор, ни правительство города, ни председатель парламента не могут заставить его работать. Есть только две влияющие на него силы — избиратель и партия.

Но избиратель часто вообще не знает своего депутата, а партия смотрит не на запросы районов, а на политическую дисциплину.

Севастопольские депутаты федерального уровня

У Севастополя сегодня четыре федеральных представителя: Дмитрий Белик, Татьяна Лобач (Госдума), Екатерина Алтабаева и Лариса Мельник (Совфед). Все — люди известные.

У избирателей редко есть чёткий ответ на вопрос, что конкретно они сейчас делают для города.

В СМИ — в основном про их участие в мероприятиях или отклики на какие-то календарные события. В отчётах — формальные достижения. В жизни — дистанция между федеральным статусом и реальными проблемами.

И да, жители сталкиваются с этим лично: обращения часто остаются без результата, встречи не дают эффекта, а некоторые вопросы, касающиеся тысяч горожан, годами не двигаются.

Депутаты — не декорация

Главный смысл существования депутатского корпуса — не в зарплате и статусе, как может казаться некоторым из них. А в том, чтобы быть настоящим связующим звеном между горожанином и властью. Чтобы защищать интересы большинства, даже когда это неудобно. Чтобы быть не «посланниками небес», а заступниками интересов, голосом горожан.

Сейчас эта связь работает хуже, чем могла бы. Но это не приговор институту. Это задача.

Именно общество — та сила, которая может напомнить депутатам, что их реальная работа – не церемониальные фракции и комитеты, но люди, интересы которых они обязались представлять и защищать, произнеся присягу.

Иван Ермаков

Loading

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...