Зачем в России готовят специалистов по политологической экспертизе
В России начали подготовку экспертов по политологическим исследованиям информационных материалов. Об этом журналистам рассказал замдиректора Российского федерального центра судебных экспертиз при Минюсте Георгий Омельянюк.
На сегодня уже утвердили соответствующую программу дополнительного профессионального образования. По ней проходят подготовку три эксперта: два доктора политических наук и один кандидат наук.
Этих экспертов планируют подключать при анализе текстов и материалов, связанных с экстремизмом, с призывами к массовым беспорядкам и нарушениями на выборах. Также их могут задействовать в процессе признания некоммерческих организаций и граждан иноагентами.
Например, задачей новых экспертов может стать определение, занимается ли человек или организация политической деятельностью, если сами они заявляют о своей аполитичности.
Предметом оценки могут стать политические выступления, заявления и обращения. Экспертизе могут подвергнуть и комментарии в интернете.
В целом функционал новых экспертов вписывается в логику закручивания гаек, считают политологи.
«На мой личный взгляд, политологическое исследование информационных материалов — это форма политической цензуры», — прокомментировал для проекта «ForPost.Политика» политолог Константин Калачёв.
Он провёл параллели с цензурными мероприятиями в прошлые периоды истории страны. При таких параллелях надо учитывать кардинально разное устройство общества тогда и сейчас.
«Как пример, при СССР система всеобщей политической цензуры включала различные формы и методы идеологического и политического контроля. Наряду с прямыми – такими как запрет публикации, цензорское вмешательство, отклонение рукописей, – применялись самые разнообразные косвенные методы, относящиеся к кадровой, издательской, гонорарной политике», — напомнил Калачёв.
Сейчас государство и социальное устройство абсолютно другие. Но в плане возможных цензурных мероприятий может происходить всё более выраженный «крен в сторону единомыслия», считает политолог.
Все эти процессы в конечном счёте коснутся и простых граждан, выразил мнение политолог Илья Гращенков.
«Закручивать гайки будут более методично и бюрократично. Что с одной стороны хорошо, так как уйдёт фактор эксцесса исполнителя, и “идейных” сменят скучные клерки. <…> “Политологи из Минюста” могут оказаться лишь промежуточным звеном для новых ведомств, которые позже могут стать аналогами цензоров», — написал Гращенков в своём телеграм-канале.
Решение о создании политэкспертизы означает выход ответственности проводящих экспертизу политологов на новый уровень, зафиксированный законом, отметил политолог Алексей Чеснаков.
По его словам, это уже не выражение своего мнения и личных оценок, а заключения, которые повлияют на решения судов и на судьбы других людей. Для более детальной оценки последствий этого нововведения необходима практика принятия решений с политологической экспертизой.
Напомним, возможность участия иноагента в президентских выборах оценили аналитики.