Парламенту Севастополя могут вручить «штурвал» городской застройки
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли в первом чтении проект постановления инициативы, возвращающей полномочия по утверждению правил землепользования и застройки (ПЗЗ) парламенту города.
Речь идёт о трёх городах федерального значения, включая Севастополь. Важную для нашего города инициативу коллег прокомментировал депутат Заксобрания Севастополя, председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам, Вячеслав Горелов.
«Всецело разделяю позицию депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга. Некоторое время тому назад я обращался в рабочем порядке к коллегам-парламентариям из города на Неве, чтобы выступить с совместной инициативой двух городов федерального значения», — сказал Горелов.
Тогда, по словам Горелова, депутатский корпус Санкт-Петербурга не смог представить консолидированную позицию: помешала кипевшая в городе дискуссия о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви.
Во всех трёх городах федерального значения важную роль играет историческая застройка, что требует особого контроля в этой сфере. И здесь сложилась парадоксальная ситуация: ведь в других городах реализовывать полномочия по утверждению ПЗЗ могут депутаты, а «обделёнными» оказались именно три города федерального значения.
Инициатива позволит исправить это. Законодательная власть сможет решать, кому отдать полномочия по утверждению ПЗЗ. Сейчас за это отвечают исполнительные органы. Сторонники инициативы отмечают, что в закон сложней внести изменения и злоупотребить всевозможными «исключениями из правила», чем в ситуации с подзаконным актом, как сейчас.
Помимо федерального статуса и исторической застройки, у Севастополя и Санкт-Петербурга есть ещё важный общий момент: в Северной столице предстоит принять новый Генеральный план города.
«Генеральный план развития города — это „декларация о намерениях”, в то время как ПЗЗ — это юридический документ прямого действия. Потому мне представляется странным, что Генплан утверждает законодательный орган, а более важный с точки зрения градостроительных последствий документ, а именно ПЗЗ, утверждает правительство», — отметил Горелов.
Он подчеркнул, что речь никоим образом не идёт о вопросе, кто из ветвей власти «главнее».
«Равную тяжесть ответственности за происходящее в стране или в субъекте несут и законодатели, и исполнительная власть. Это понимание того, что в государстве всё должно идти от закона, а не от текущих потребностей правоприменителя», — подчеркнул Горелов.
Каковы могут быть контраргументы оппонентов? Депутат предполагает, что они могут сослаться на то, что ПЗЗ (в отличие от Генплана) требуют частой и гибкой перенастройки, а законодательный орган якобы не способен принимать оперативные решения. Горелов отмечает, что, прежде чем дискутировать о подобных моментах, надо дождаться результатов рассмотрения проекта федеральной законодательной инициативы.
ПЗЗ — важный градостроительный документ наряду с Генпланом. Если Генплан указывает назначение территорий, то ПЗЗ для каждой территории определяют такие параметры, как высота, объём, плотность застройки и так далее.