Нельзя превращать выборы в Севастополе в войну политтехнологов, — эксперт
Севастополь — ключевой для России регион, прежде всего, потому что в нём многие проблемы, характерные для России в целом, выражаются в сконцентрированной и, прямо скажем, обострённой форме. Об этом проекту «Выбор-2019» рассказал Дмитрий Евстафьев, политолог, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики.
Обозначенная выше проблема в существенно меньшей степени является головной болью федеральной власти, нежели — местной власти и местного же гражданского общества, которые пока не сумели в полной мере использовать те механизмы достижения согласия и компромисса, которые даёт российская Конституция и российская политическая система, — считает политолог.
«Ситуация с обострённостью политических процессов в Севастополе в том числе связана с тем, что „Единая Россия” в этом субъекте Федерации чрезмерно долго не могла определиться с тем, чтό она (в смысле институциональном), зачем она и какова её цель. Является ли партия придатком губернаторской власти? Является ли партия средством легализации украинской политтусовки в российском политическом пространстве? Является ли партия проводником федеральных интересов в городе федерального, подчеркну, подчинения?» — говорит Дмитрий Евстафьев.
Он отмечает, что всё перечисленные функции — очень разные функции с очень разными критериями успешности. И только сейчас, считает он, начинаются подвижки в этом направлении, которые должны дать возможность преодолеть «известный митинговый характер севастопольской политики, которые некоторые считают подлинной демократией».
«Уж простите, не могу не связать эти подвижки с личностью руководителя партии „Единая Россия” в Севастополе <Дмитрия Саблина>, который — при всех особенностях личности — федеральный политик и в меньшей степени подвержен постукраинской митинговщине и местечковости. Вообще, севастопольским политикам в гораздо большей степени, чем, например, элите Республики Крым, свойственно отсутствие широкого видения проблем. Севастопольская „политика” слишком замкнута на „пятачке” давних взаимных претензий и обид», — считает Евстафьев.
По его представлению, исходя из этого и нужно воспринимать ситуацию с политическим процессом в Севастополе. А «Единая Россия», как бы мы к ней ни относились лично, говорит он, — системообразующая партия страны, которая сейчас испытывает явный кризис самоидентификации. Но этот кризис в Севастополе ощущается в силу местной специфики существенно более остро.
«Для „ЕР” в России в целом выбор стоит между тем, чтобы остаться партией номенклатуры и стабильности и постепенно, но не так быстро, как хотят её оппоненты, терять влияние, или рискнуть (без гарантированного результата, кстати) и попытаться стать партией „людей дела” и прорыва, о котором говорит Президент и частью которой является программа пространственного развития России», — отмечает Евстафьев.
Политолог убеждён, что для Севастополя на сегодняшний день этот, прямо скажем, очень непростой выбор усугубляется необходимостью, с одной стороны, выйти из застойной конфликтной ситуации в городе, не допустив превращения выборов в арену политтехнологической «войны всех против всех» за освоение бюджета. С другой стороны, завершает свою мысль Дмитрий Евстафьев, будущее «ЕР» абсолютно зависит от способности её руководства показать привлекательное для общества стратегическое видение будущего города с учётом всех ныне более чётко понимаемых обстоятельств. И это очень сложно. Но не невозможно.