Многие процессы в Севастополе идут вне закона, – вице-спикер заксобрания Кулагин
Вице-спикер заксобрания Севастополя уверен: непрозрачность происходящего нужна вполне определенным людям.
Отчетность фальсифицирована
В Севастополе продолжают обсуждать пресс-конференцию начальника Главного контрольного управления Сергей Елизарова. Напомним: 22 января Елизаров рассказал журналистам о ситуации, в которой оказалось ГУП «Севморпорт», и о том, как губернатор препятствовал проверке предприятия, в том числе – и с помощью угроз.
Для депутатов заксобрания, в отличие от многих севастопольцев, эта информация сенсацией не стала. Замспикера парламента Александр Кулагин напоминает: многие затронутые на пресс-конференции вопросы неоднократно обсуждались в заксобрании, в том числе – при рассмотрении программы приватизации госимущества.
«Мы указывали на совершенно вопиющие факты, которые с этим связаны, говорили о том, что имущество предприятия не может стоить копейку или рубль — оно должно было пройти процедуру оценки. Озвученные Пономаревым причины, по которым оно оценено не было, несостоятельны. Если бы оценка была проведена, у нас была бы реальная картина финансового состояния предприятия. Нам же предоставили отчетность порта, которая, как минимум, не раскрывает его финансового состояния. Она просто не может быть полноценной, если имущество не оценено. Кроме этого, серьезные отклонения были связаны с формированием финансового результата. Если мы посмотрим отчет о финансовой деятельности Севморпорта за 2017 год, то увидим, что предприятие сработало в ноль – у него нет ни чистой прибыли, ни убытков», – говорит Кулагин.
Поверить, что доходы до копейки совпали с расходами, крайне сложно: такое может случиться разве что чисто теоретически.
«Когда я это увидел, возник вполне закономерный вопрос – а не спрятан ли финансовый результат. В ответ на наш запрос нам предоставили аудиторское заключение, в котором говорилось, что отчетность предприятия подготовлена с массой нарушений и что картина, которую дает этот документ, недостоверна. В частности, в ней не отражены убытки предприятия — вместо этого на 102 млн. уменьшен добавочный капитал. То есть они спрятали убытки, не отразив их в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. То есть финансовая отчетность фальсифицирована», – подчеркивает замспикера Заксобрания.
Отработанная схема
Это нарушение, по его словам, было далеко не единственным:
«Аудитор отмечает, что предприятие не создало резерв средств по расходам на ремонт судов – если бы этот резерв был создан, убыток был бы еще больше. В нарушение порядка учета основных средств было произведено увеличение стоимости основных средств на сумму проведенных капитальных ремонтов (25 млн. рублей). В результате сумма основных средств и цифры, характеризующие нераспределенную прибыль, оказались завышенными: реальное финансовое состояние предприятия еще хуже. И на основании этой искаженной финансовой отчетности нам предлагали принять решение о приватизации», — напоминает Александр Кулагин.
Неоднократно говорили депутаты и о том, что передавать стратегический объект в частные руки нельзя, тем более что купить его при сегодняшнем положении дел можно за копейки. В ответ их убеждали, что о продаже речь не идет – только об акционировании предприятия.
«А после этого, как мы видим из практики, намного упрощается схема, о которой нас предупреждала прокуратура. Давая свое заключение к еще первому закону о приватизации, представители прокуратуры обращали внимание на то, что такой подход создает реальную угрозу утраты госсобственности. И на примере автозаправочного комплекса мы видим этот процесс воочию», — напоминает замспикера.
О печальной истории автозаправочного комплекса, когда-то приносившего неплохой доход украинскому олигарху Коломойскому, мы рассказывали довольно подробно. На 31 января намечены торги по продаже АЗКС, однако 25 января депутаты обратились к руководителям силовых ведомств с просьбой их отменить. Александр Кулагин уверен: искусственно обанкроченное предприятие пытаются продать по намеренно заниженным ценам:
«Судя по заявлениям оценщиков, погасить накопленные по каким-то непонятным причинам долги было можно хотя бы за счет продажи непрофильного имущества. В составе имущества АЗКС есть старая, еще советская разрушенная заправка на Северной стороне, неподалеку от Любимовки. Ни один человек уже не скажет, что это заправка – просто какое-то полусгоревшее помещение и земельный участок. По отчету оценщика (по странному совпадению, нижегородского, как управляющий банкротством и основной кредитор АЗКС) кадастровая стоимость этого земельного участка – 13 млн. В конце концов, объявите аукцион, продайте этот земельный участок и закройте долги! Но для оздоровления предприятия не сделано абсолютно ничего. Сейчас сумма требований кредиторов – 52 млн. рублей, часть из них – расходы на саму процедуру банкротства (оплата арбитражного управляющего, охраны, зарплата какому-то оставшемуся персоналу и пр.). Сколько возможностей было потеряно за то время, когда комплекс не работал, сколько имущества поломано и разбито! Кто за это несет ответственность?».
Значит, это кому-то нужно
Депутаты не раз подчеркивали: они не против приватизации как таковой, если она проводится с умом, по закону и приносит городу не вред, а пользу. Но в Севастополе происходит совершенно иначе.
«Многие процессы в городе идут вне закона», — констатирует Кулагин. – «Не обеспечивается нормальный инвестиционный климат, нет понимания четких правил игры в экономике. А без этого развитие города невозможно».
В отличие от главы комитета по экономике Татьяны Лобач, которая хоть и признает ситуацию с Севморпортом недопустимой, однако не считает возможным «кого-либо обвинять», Кулагин призывает обратить внимание на слова Михаила Елизарова о противодействии, которое губернатор и его окружение оказывало проводимой ГКУ проверке деятельности предприятия.
«Деятельность автозаправочного комплекса руководитель ГКУ год назад также предлагал проверить. И раз уж ему было сказано – не суйся, значит, это было кому-то нужно», — заключил Александр Кулагин.
До торгов по продаже АЗКС остается три дня.
Ольга Смирнова
Фото пресс-службы заксобрания