Какие темы остались в стороне прямой линии Путина
Прямую линию и итоговую пресс-конференцию президент России Владимир Путин посвятил, в основном, теме специальной военной операции, немного потеснившей внутреннюю повестку. Но о том, что не вошло в подведение итогов года от главы государства, рассказал проекту «ForPost.Политика» политолог Сергей Маркелов.
«Процентов 50 вопросов и ответов уделили теме СВО. Затем, конечно, внутрироссийская повестка, которой тоже уделили достаточно много внимания. И только затем — процентов 10-15 — геополитика и противостояние с Западом», — сообщил Маркелов.
Демонстративная отрешённость
По его словам, президент во время четырёхчасового прямого эфира держался спокойно и позитивно.
«Негативных эмоций лично я не увидел. Их либо не было, либо они были положительные. Там, где он мог быть вовлечённым и высказать негатив, президент выглядел подчёркнуто отстранённым, я сказал бы, даже отрешённым. Это, как пример, вопросы про Армению и Молдавию, про Запад и так далее», — отметил эксперт.
Вероятно, таким образом глава государства хотел подчеркнуть своё спокойное отношение к подобным проблемам, их некритичность для него и для страны в целом.
Мало цифр и губернаторов
В этот раз, по мнению политолога, Путин, в основном, опирался на логические рассуждения, а не на оперирование цифрами.
«Почему я обратил на это внимание — раньше президента критиковали за путаницу именно с цифрами, процентами и так далее. Возможно, этот момент учли, и конкретных цифр в этот раз решили избегать. То есть в этот раз он говорил более абстрактно. Как, впрочем, и должен уметь говорить политик», — добавил Маркелов.
Кроме того, Путин практически не упоминал в этот раз губернаторов регионов. Как минимум, по персоналиям.
«Если раньше звучали конкретные регионы и фамилии, в этот раз, насколько я слышал, ни одной фамилии не прозвучало. Они заменялись формулировками по типу «мы обсуждали, мы провели встречу» и тому подобным», — отметил политолог.
Приоритет Китаю
Он также обратил внимание на эпизод с вопросами от китайского и американского журналистов. В частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков хотел дать слово корреспонденту The New York Times, но Путин вмешался и попросил пропустить вперед журналиста агентства «Синьхуа» из Китая.
«Он сказал: сначала представитель китайского информационного агентства, а уже потом можно задать вопрос и американской журналистке. Любопытная и, на мой взгляд, достаточно тонкая расстановка акцентов и приоритетов», — отметил Маркелов.
А как же выборы?
Эту прямую линию особой делают грядущие выборы президента. По словам политолога, эксперты ожидали информацию о послевыборных планах Путина, но этот момент пока остался нераскрытым.
«Тема ротации власти не звучала. А именно — будет ли такая ротация, какие планы по правительству и так далее», — пояснил Маркелов.
Впрочем, он не ожидает особой интриги от выборов и считает, что основной связанный с ними вопрос — это то, что будет происходить со страной после итогов голосования?
Из «околовыборных» тем президент мельком упомянул одну из самых острых — ситуацию с здравоохранением. А именно: Путин заявил, что включит в предвыборную программу продление модернизации первичного звена здравоохранения.
Напомним, в прошлом году российский лидер не проводил прямую линию и пресс-конференцию. В 2021 году и раньше оба этих мероприятия проходили раздельно. Последняя прямая линия состоялась в июне 2021 года и продлилась 3 часа 40 минут. Итоговая пресс-конференция прошла в декабре того же года, она длилась 3 часа 56 минут.
Ответы президента в ходе нынешних итогов года уложились в 4 часа 4 минуты.
Владимир Путин занимает пост главы государства с 2000 года, с перерывом в 2008-2012 годах, когда он возглавлял правительство. Он сообщил, что снова выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах в 2024 году.
Как мы писали, вопросы, которые направили на прямую линию президента из Севастополя, отработают городские власти.