Как защитить детей при разводе: семейный кодекс нужно менять?
В Семейном Кодексе предложили закрепить понятие «важнейших интересов ребенка».
Какие интересы нарушаются чаще всего и как с этим бороться, проекту «ForPost.Политика» рассказала уполномоченный по защите прав детей в Севастополе Марина Песчанская.
Ребенок как собственность
По её словам, часто родители используют ребёнка в своих целях после того, как расстаются. В таких случаях один из родителей относится к ребёнку как к инструменту для манипулирования, а когда отношения окончательно разорваны — для сведения счётов.
Ни о каком учёте интересов несовершеннолетнего в подобных случаях речи не идёт. По сути он воспринимается не как личность, а как собственность.
«На первом месте по числу обращений именно эта тема. Много обращений от отцов, которым препятствуют в общении с ребёнком. Не переубеждает другого родителя даже решение суда. Такие обращения от мужчин если не в большинстве, то в большом количестве точно», — рассказала Марина Песчанская.
По её словам, сейчас система не справляется с таким явлением.
Нужна уголовная ответственность
Если разъяснения, что так делать нельзя, не помогают, государство должно иметь другие способы убеждения. Речь может идти не только о проживании ребёнка с другим родителем, но и об уголовной ответственности, считает детский омбудсмен.
«Мы уже предлагали, что, если длительно нарушается право на общение ребёнка с одним из родителей, надо предусмотреть уголовную ответственность. Такая норма существовала в советском законодательстве», — добавила Песчанская.
Сейчас таких родителей, использующих собственного ребёнка, не убеждает даже присутствие судебных приставов, явившихся после суда. От этих сцен с несчастными детьми, которых буквально «рвут пополам», не по себе и самим исполнителям судебных решений.
«Это жуткая травма ребёнку. Сами судебные приставы обращались ко мне, с просьбой подключить к этим действиям психолога», — рассказала Марина Песчанская.
Подобный стресс может нанести необратимый вред психике детей. Сюда же относится и настраивание ребёнка против одного из родителей.
Вывозят в другие страны
В Севастополе были случаи, когда один из родителей увозит детей в другую страну, не ставя в известность второго родителя. Для этого могут использовать украинские документы.
«Второй родитель не подал в миграционную службу запрет на выезд. Это острейшая проблема. Увозят детей в Украину, Польшу, Германию и другие страны Евросоюза, в Турцию», — перечислила Марина Песчанская.
Всего в течение года в Севастополе поступили 23 обращения (17 заявителей) по поводу определения места жительства; 64 обращения (43 заявителя) по вопросу воспитания и общения со своими родителями; 292 обращения касались права жить и воспитываться в семье, и вопроса взыскания алиментов касалось 21 обращение (15 заявителей).
Договориться «по-хорошему»
Когда оба родителя достаточно адекватны для достижения компромисса, задача государства – просто помочь им в этом.
«Надеюсь, что в Севастополе начнёт работу медиативная служба. Медиатор привлекается для решения конфликта и в досудебном порядке, и во время суда, и уже после такого решения. Он общается с родителями и помогает им найти компромисс», — пояснила омбудсмен.
В Севастополе к такой работе предлагают подключить некоммерческие организации. На сегодня с ними идут переговоры об этом, добавила Марина Песчанская.
Что хотели добавить в Семейный кодекс
В Семейном кодексе предлагали закрепить понятие «важнейших интересов ребенка». Законопроект рассмотрели на заседании совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства накануне, 11 апреля.
Авторы законопроекта предлагали, помимо прочего, прописать в Семейном кодексе понятие интересов ребёнка.
В итоге совет не поддержал законопроект, поскольку он ограничивал право несовершеннолетних на выражение собственного мнения. Сейчас с 10 лет мнение ребёнка учитывают в суде, норму предлагали пересмотреть. На заседании совета это сочли неприемлемым.
Андрей Брегов