Что повлечёт за собой признание независимости Донбасса
Президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик. Что это значит для Крыма, для России и для мира в целом, рассказали политологи. А для Донбасса кончились восемь лет неопределённости.
«Логика исторических процессов оказалась сильнее воли правящего класса. Национальные интересы восторжествовали над интересами отдельных представителей элиты», — комментирует для проекта «ForPost.Политика» политолог Станислав Смагин.
Он вспоминает формат совещания Совета безопасности в день принятия решения.
«Путин спрашивал мнение каждого персонально на совещании. Причём силовики тушевались едва ли не больше гражданских. На ответ главы Службы внешней разведки Нарышкина многие обратили внимание. На мой взгляд, это могут быть признаки неготовности элит к происходящему», — добавляет политолог.
Для жителей Донбасса окончилось состояние «ни мира, ни войны», с его пугающей неопределённостью. Фактически же там шла именно война с артиллерийскими дуэлями и гибелью случайных гражданских лиц. Так что речь давно уже не шла о выборе между «худым миром и доброй войной», о которых говорил Цицерон, отдавая предпочтение миру. Скорее на Донбассе была «худая война».
Последствия для Украины
В своём обращении президент России Владимир Путин поставил ряд вопросов, которые признание Донбасса само по себе не решает.
«Угрозы размещения инфраструктуры НАТО и ядерного оружия на территории Украины, о которых вчера говорили Шойгу и Путин, не могут быть технически устранены путём признания 30% территории бывших Донецкой и Луганской областей Украины», — пишет политолог Евгений Минченко.
В целом выступление Путина затрагивало идеологические, да и юридические, основы существования Украины как государства.
«Легитимность [украинских властей], видимо, считается потерянной после «государственного переворота 2014 года», — делает вывод Минченко.
На Украине отчасти могут быть довольны сложившимся положением дел. Так и не исполненные минские соглашения потеряли смысл, и теперь будут интересны разве что историкам.
«Для штаба Зеленского это шокирующий репутационный проигрыш. Всё же потеря двух регионов, формально считавшихся украинскими. С другой стороны, теперь Украине не надо выполнять минские соглашения», — отмечает Смагин.
Последствия для мироустройства
Передел мирового порядка начался раньше, и затеял его Запад. Россия теперь просто доводит дело до логического завершения.
«Путин окончательно подвёл черту под тем, что миропорядок, который был установлен на Ялтинской конференции 1945 года, убит и похоронен. Причём руками бывших союзников по второй мировой войне: Великобританией и США. Сталин оказался прав, когда говорил, что мир будет установлен по крайней мере на 50 лет вперёд. Он и просуществовал почти 50 лет», — пишет политолог Олег Николаев.
Он считает концом прежнего миропорядка бомбардировки Югославии в 1999 году, и расширение НАТО на восток.
«Пришло время действовать. Пришло время проводить Ялтинскую конференцию-2. Как и предыдущую — в российском Крыму», — считает Николаев.
Последствия для кошельков россиян
Трудности для экономики могут быть связаны не только с новыми санкциями.
«Будут введены очередные санкции. Расширение влияния потребует роста финобеспечения. На восстановление Донбасса потребуются триллионы, не говоря уже о поддержании там мира. При нашей стагнирующей экономике это будет непросто и потребует урезания бюджета уже внутри самой России», — пишет политолог Илья Гращенков.
Непосредственно для Севастополя и Крыма особых локальных последствий не предвидится.
«Жили без Сбербанка, без нефтяных компаний, без федеральных сотовых операторов. Будем и дальше мирно жить. Мирно – здесь ключевое слово», — добавляет в беседе с «ForPost.Политика» Олег Николаев.
Как отреагирует рубль на происходящее, предсказать сложно.
«На сегодня рубль считается самой недооценённой валютой. То есть его курс наиболее занижен в сравнении с другими валютами. Стоит учесть, что перевод сбережений в валюту может повлечь другие риски или как минимум сложности из-за её более низкой ликвидности. Что может оказаться существенным в случае реального кризиса», — говорит экономист Алексей Тихонов.
Напомним, договоры о дружбе и сотрудничестве с ДНР и ЛНР ратифицировали в российском парламенте.
Андрей Брегов